Как использовать последствия кризиса для решения «мусорной проблемы»
После пандемии коронавируса поток отходов из домохозяйств вырос. Полигоны не справляются с объемами мусора, а региональные операторы оказались на грани банкротства
COVID-19 заставил руководство страны пересмотреть стратегические задачи из «майского указа» президента. Многие задачи оказались в списке «оптимизированных» и «отложенных». Среди них — цели нацпроекта «Экология». В частности, из нового указа президента исчез показатель по утилизации отходов, а горизонт решения проблемы переполненных свалок отодвинулся к 2030 году — к этому моменту нужно на 50% сократить объем отходов, которые захоранивают на полигонах.
...В условиях, когда государство сокращает бюджетные расходы и при этом намерено решать накопившиеся проблемы, нам всем стоит задуматься: в какой сфере усилия дадут наибольший результат при минимальных или даже нулевых госинвестициях?
Одна из таких сфер — обращение с отходами. Растянувшаяся на долгие годы реформа мусорной отрасли сегодня, наконец, может создать современную систему управления отходами. За последние годы государству удалось сформировать отдельные компоненты этой системы.
Во-первых, есть перерабатывающие мощности, которые уже сегодня могли бы утилизировать около 52% всех ТКО при условии полной загрузки. Много это или мало? К примеру, это даже выше среднеевропейского уровня — в странах ЕС утилизируют порядка 50% бытовых отходов. Однако в России фактический показатель утилизации ТКО пока не превысил 5%, хотя возможности для роста объективно есть.
Во-вторых, уже началось создание «дорожной карты» по введению раздельного сбора отходов (РСО) на всей территории страны. Именно этот компонент должен замкнуть элементы в единую систему: обеспечить загрузку перерабатывающих площадок чистым сырьем (стеклом, металлом, пластиком, картоном), не загрязненным пищевыми отходами из общего бака — а значит, пригодного для переработки. При этом стоимость переработки этих отходов покроет бизнес в рамках своей экологической ответственности, которую российские предприятия несут с 2015 года. Это именно то, что называют «расширенной ответственностью производителя» (РОП)...