Минфин предложил возмещать импортерам экосбор при условии утилизации
Минфин предложил компенсировать импортерам экологический сбор, который они будут платить при ввозе товаров в Россию. Но для этого они должны будут самостоятельно утилизировать использованные товары
Минфин предложил возмещать импортерам и производителям товаров сумму уплаченного ими экологического сбора за счет субсидии из бюджета. Но претендовать на это смогут только те компании, которые будут самостоятельно заниматься утилизацией использованных товаров.
...Опрошенные РБК представители бизнеса указали на ряд рисков в новых подходах по взиманию экосбора и утилизации, которые обсуждают власти:

  • Риск сворачивания утилизации товаров бизнесом. Новый порядок выплаты экосбора «авансом» для самостоятельных утилизаторов обернется двойной нагрузкой на них, считает глава ассоциации «РусПЭК» (входят CocaCola, Pepsico, Danone и др.) Любовь Меланевская. «Первый раз импортеры добросовестно заплатят сбор на таможне, затем вложат в структуру по утилизации своей продукции. Если экосбор будет обязателен для импортеров, придется, скорее всего, пожертвовать проектами по утилизации. Бизнесу необходимы оборотные средства, и замораживать их, чтобы вернуть когда-то потом, мало кто будет. Антюшина также считает рискованным инвестирование в утилизацию. «Нет четкой гарантии, что усилия предпринимателей по фактической утилизации будут «засчитаны» регулятором для дальнейшего возмещения затрат. Проще заплатить экосбор единожды и забыть об этом до следующего отчетного года», — замечает она.
  • Отсутствие системы утилизации товаров на госуровне. Гуськов отмечает, что в России на госуровне не создана система спецсбора пришедшей в негодность электроники. «Сейчас электронику нельзя захоранивать на полигонах, а собирать для утилизации крайне сложно», — указывает он. «Целевое расходование средств экосбора сейчас не налажено. В перспективе это несет риск роста полигонов, если государство не займется созданием эффективной системы утилизации вместо бизнеса, который свернет свои программы утилизации товаров в целях экономии», — добавляет Меланевская.
  • Фискальный характер платежа. Гуськов подчеркивает, что электроника приходит в негодность и утилизируется через 10–15 лет. Экосбор же придется платить ежегодно и сразу при ввозе. При таком сценарии это выглядит фискальной мерой, а не способом уменьшить количество мусора в стране. «Механизм превратится исключительно в фискальное упражнение, которое не будет стимулировать развитие инфраструктуры переработки и значительно замедлит переход страны к экономике замкнутого цикла», — соглашается Антюшина.
  • Риск роста цен на товары. И Меланевская, и Гуськов считают, что после введения новых правил экосбор войдет в себестоимость продукции и отразится на ее розничной цене.
РБК направил запрос представителю Абрамченко с просьбой прокомментировать мнение бизнеса. Представитель Минфина переадресовал запрос РБК в Минприроды.